Россия – многонациональная страна.
Сила и мощь Российского государства – в единстве и дружбе народов, населяющих его. Россия является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов.
Родина у нас одна, и все мы – её дети. Дружба народов России – это очень древняя и самая добрая традиция нашего многонационального народа.
В каждой республике сохранились свои национальные традиции, свой язык, своя религия, своя культура, а главное – в каждой республике сохранилась традиция дружбы народов.
Для России дорог каждый её уголок, каждая республика, каждый народ!
Библиотека-филиал №14 МБУ «Центральная библиотека для взрослых им. Г. Сковороды г. Ровеньки» присоединяется к сетевой акции «Мифы и легенды народов России», посвящённой Дню народного единства.
Организатор Государственное бюджетное учреждение Донецкой Народной Республики «Донецкая республиканская универсальная научная библиотека имени Н.К. Крупской»
Легенда "Шаманка" Белявской Александры Михайловны о том, как появился поселок Тацино, который входит в городской округ город Ровеньки. Это было лет двести назад. У одного шамана родилась дочь необыкновенной красоты. Девочка не была похожа на жителей Сибири. И решил шаман скрыть ото всех, что это - его дочь. Девочка напоминала птичку из райского сада. Её нежный белый цвет лица напоминал брошенную горсть снега. Её белые кудрявые волосы можно было сравнить с падающим крупным снегом и тут же подхватывавшей вьюгой, разбрасывающей в разные стороны и, на время замерев, тихо опустившемся на землю. Так её белые волосы разбрасывались ветром, то метались по её спине, то тихо лежали на её плечах. Её голубые глаза, лучистые, озорные, смело смотрели вперёд.
И шаман выдумал историю рождения этого чуда. Он просто сказал, что вот ехал на своих оленях и в тайге нашёл панночку со своим умершим паном. Как они сюда попали из города, никто не мог ему поведать. Потому что панночка, родив ребёночка, тут же умерла. Девочка осталась жива. Не мог же он оставить её в лесу на съедение зверям. Вот и растёт девочка в его семье. Может, на её счастье, где пан объявится для её судьбы. Ведь не может же он, шаман, держать такую нежную красу в своём чУме. А покуда она ещё малышка, то пусть живёт в его чУме, ей здесь будет хорошо.
Никто не мог спорить с шаманом. А шаман думал, что это его наказали духи: может, что не так сделал. А может, сама богиня красоты посетила его чум. А может, сама богиня смерти к нему пришла, да сохранят духи его жизнь.
Ну, короче говоря, шаман потерял веру в себя. И он готов был при первой возможности отдать свою дочь заезжим, белокожим господам.
Время шло, и вот девочка уже взрослая красавица. А господа заезжие всё не появляются в тайге. А неподалеку было большое поселение, которое называлось Тацыно. И там проживала семья, которая выращивала псов, которые очень ценились в Сибири. Лайки были незаменимы. Они служили и за гужевой транспорт, и любого зверя брали.
В этой семье был разбитной парень Давид. Он прослышал от заезжих, что далеко в Донецких степях можно купить земельный участок. А там глубоко в земле можно добывать черное золото, которое горит очень жарким огнём. На нём можно заработать очень большие деньги.
И он решил действовать. Стал объезжать округу и выменивать крепостные души на своих лаек. На что заможние хозяева охотно соглашались. Ведь что крепостной? Они-то плодятся быстро. А вот охотничий пёс, это - то, что нужно в Сибири.
И вот Давид, наменяв сотни две крепостных, добротных парней и девушек, решил увезти их в Донецкие степи. И однажды, проезжая на оленях по тайге, он встретил Оленаду. Девушка ему очень понравилась, да и Давид приглянулся ей. И шаман рассказал Давиду придуманную историю своей дочери, и отдал её в жены ему. И увёз Давид своих крепостных, выменянных на псов, и свою жену Оленаду в донецкие степи.
Купив себе участок земли, возвёл большой дом над оврагом, с конюшнями и скотным двором. Это строение стали называть панский двор. А чуть поодаль построил хижины его крепостной люд. И так как он прибыл сюда из Сибири, и селение его называлось Тацыно, то и это его небольшое поселение назвали крепостные точно так же. Впоследствии это село назвалось Стацыно.
На панском дворе шёл свой лад. Но панночка Оленада ничему не радовалась. Выросшая в чУме в тайге, она очень тосковала по своему отцу-шаману, по таёжной жизни. Да и в душе она была шаманка, хотя отец её этому не учил. Но кровь в её жилах текла шаманская.
И вот она родила сына. Давид окрестил сына в церкви, назвав его Георгием. Ему хотелось, чтобы его сын был всегда победителем.
Оленада же слегла в постель и больше не поднялась. Никакие лекари ей не помогли. Ей всё время чудился звон колокольчика её отца-шамана.
Вскорости она преставилась. Перед смертью она просила Давида, чтобы похоронили её где-нибудь в лесу и без священника: ведь она родом шаманка. Но Давид её похоронил в новом панском склепе. Одно сделал: выполнил её просьбу - похоронил без священника.
Прошло время, боль в Давидовом сердце улеглась. Давид познакомился со многими зажиточными хозяевами шахт.
И однажды, заехав к своему новому другу, он встретил девушку, чем-то похожую на Оленаду, да и имя у той было каким-то очень близким. Её называли Ольгой. Вскорости они обвенчались и Давид перевёз Ольгу в своё имение.
Панский двор ожил. Ольга, как солнышко, сияла то в одном месте, то в другом. Она с материнской лаской тянулась к Георгию и он стал называть её мамой.
И вот однажды Ольга проснулась ночью, её что-то тревожило. Она пошла в спальню к мальчику. В доме все спали крепким сном. Светила полная луна.Ольга увидела в спальне малыша женщину, нарядно одетую, с печальными голубыми глазами.
- Кто ты? - спросила Ольга. - И что ты делаешь в спальне моего сына?
Женщина ответила:
- Ты ошибаешься, это - мой сын, я пришла забрать его, а потом заберу и Давида.
- Но кто ты? - вновь спросила Ольга.
- Я? - повторила вопрос женщина. - Я - Оленада, мать малыша, жена Давида.
- Но ведь ты умерла, - сказала Ольга.
- Да, согласилась женщина, - я умерла, но я - шаманка. Я живу в другом мире. Шаманки не отдают так просто своих любимых. Я заберу их с собой.
- Нет, - сказала Ольга, ведь он такой маленький, проси, что хочешь, я тебе дам, только не забирай мальчика и Давида.
- Хорошо, - сказала шаманка, - дай мне немножко твоей крови попить и я уйду.
И Ольга решила, что, попив крови, шаманка больше не вернётся сюда. И она дала ей свою белую руку. Шаманка вцепилась зубами в белую рученьку Ольги и напилась крови, сколько хотела. И сказала на прощанье:
- Смотри, не говори Давиду.
И ушла.
Но через день она вновь посетила Ольгу. Шаманка сказала ей:
- Твоя кровь очень сладкая, и ничего не станется с тобою, если ты будешь давать мне попить своей крови.
Не знала Ольга, как спастись, как отделаться от шаманки. И она начала таять, как свеча: её белое лицо покрыла желтизна, её звонкий смех исчез. Она чувствовала усталость. Всё чаще и чаще являлась шаманка к ней и своими острыми зубами прокусывала нежное тело и пила её чистую кровь. Ольга её боялась, как змеи. Ночью она не могла уснуть, она боялась прихода шаманки, и в то же время боялась сказать мужу об этом. Уже все заметили: что-то неладное творилось с панночкой. Давид стал расспрашивать:
- Что с тобою, Ольга, может, что у тебя болит?
- Нет, - отвечала та.
- Но ты же таешь на глазах.
Привезли лекаря, он осмотрел её и заметил следы, как укусы змеи. Ничего он не сказал Ольге, а вот Давиду поведал об этом:
- Освяти свой дом, Давид, где-то живёт в доме вампир. Иначе умрёт и эта жена.
И решил Давид проследить: кто это ходит и мучает его жену?
И вот полночь. Полная луна бросила свои молочные дорожки в окна панского двора. В это время он услышал крик няньки. Давид бросился на крик. Но навстречу к нему бежала тень его покойной жены. Она пробежала мимо и скрылась на кухне. Давид увидел - В углу стоит утварь кухонная: кочерёжки, чаплийки, рогачи - там стояла тень его Оленады. На плечах она придерживала своё покрывало. Зажгли свечи, лампы. Тень исчезла. До утра уже никто не мог уснуть. На утро привезли знахарей, священника, открыли склеп, отбили гроб. Тело Оленады лежало в гробе лицом вниз.
- Боже, - сказали все, да она ведьма.
- Нет, -сказал Давид, - она - шаманка. Но я раньше этого не знал.
Это она перед смертью мне призналась.
И забили ей в затылок кол осиновый, забили вновь гроб и зарыли его глубоко в землю, и молебень священник отслужил, чтобы больше не повадно ей было на этот свет показываться.
Ольга стала отходить. И тогда Давид, забрав жену и сына, переехал в город.
Панский двор опустел да постепенно и разрушился.
Прошло время. Не стало в этой стране панов, а от панского двора и следа не осталось. Там жители построили свои избы. Но нет-нет, да и не ладится в семье у кого-нибудь, что-то да случится. Видно шаманка всё никак не может успокоиться.
А поверье так и осталось: что жителей Тацыно выменяли на собак.
9 июня 1999г
https://stihi.ru/2018/10/13/5314
|